Налоги и право | Статьи
5 мин.
Ожидание стабильности — тоже стабильность

Ожидание стабильности — тоже стабильность

24.06.2021 Налоговая политика

В прошлом году российская налоговая система вступила в фазу интенсивных изменений. Или, как это модно говорить, донастройки. Однако государство по прошествии более чем года не дало однозначного объяснения, чем именно были вызваны столь масштабные корректировки налогового законодательства и какую цель они преследовали. Были ли они обусловлены краткосрочной реакцией на связанные с пандемией вызовы или это новая философия формирования налоговой системы, которая станет долгосрочным трендом?

Прошедший в начале месяца Петербургский международный экономический форум стал первой за два года площадкой для прямого диалога для бизнеса и власти — без видеосвязи или закрытых совещаний в министерствах и деловых ассоциациях, очевидно не способных вместить всех желающих. Конечно же, форум не мог пройти мимо налоговых вопросов, которые очень сильно беспокоят бизнес.

По итогам обсуждений и общения с представителями государства и бизнеса в кулуарах ПМЭФ у меня сложилось впечатление, что комплексной программы реформирования налоговой системы России у правительства нет. Изменения носят фрагментарный характер, они направлены в первую очередь на решение бюджетных задач и слабо увязываются с социально-экономическим развитием страны. При этом можно отметить несколько характерных особенностей налоговой системы России.

Михаил Орлов

Руководитель департамента налогового и юридического консультирования
КПМГ в СНГ

Ключевые налоговые изменения в 2020-2021 гг.

Пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)

Корректировка налоговых соглашений с так называемыми транзитными юрисдикциями была инициирована президентом в 2020 году. За прошедший год обновленные протоколы к СИДН были подписаны с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Нидерланды отказались корректировать соглашение по кипрскому образцу, и с 1 января 2022 года оно будет денонсировано. В планах Минфина РФ также пересмотреть СИДН с Гонконгом, Сингапуром и Швейцарией.

Основная часть изменений затрагивает налогообложение выплачиваемых за рубеж процентов и дивидендов. Теперь такой доход должен облагаться по ставке 15%. При этом предусмотрены льготы для определенных категорий лиц. 5%-ная ставка налога по дивидендам сохранится для страховых компаний, пенсионных фондов, публичных компаний, правительств и местных органов власти. В отношении публичных компаний льготная ставка будет применяться, если в свободном обращении находится не менее 15% акций компании, а также доля участия такой организации в компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 15%, а срок владения — не менее года.

Применительно к налогообложению процентного дохода для банков, а также указанных лиц, при соблюдении описанных выше условий, сохранятся следующие льготы:

  • освобождение, которое не применяется только к публичным компаниям, для которых налоговая ставка может быть снижена до 5% — применительно к СИДН РФ-Кипр и СИДН РФ-Люксембург;
  • пониженная ставка 5%, в том числе для публичных компаний — применительно к СИДН РФ-Мальта.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ

С 1 января 2021 года действует ставка налога на доходы физических лиц в размере 15% в отношении дохода более 5 млн рублей год. Для доходов, не превышающих этой отметки, ставка НДФЛ осталась прежней — 13%. Кроме того, для физических лиц — налоговых резидентов РФ ставка НДФЛ 13% сохранится для следующих видов доходов:

  • от продажи имущества и (или) доли (долей) в нем (за исключением ценных бумаг);
  • по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • по подлежащим налогообложению доходам, полученным такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению.

Увеличение ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых

15 октября 2020 года вступил в силу Федеральный закон 342-ФЗ, согласно которому с 2021 года вводится повышающий коэффициент в размере 3,5 к ставкам НДПИ на металлы и удобрения (руды черных и цветных металлов, калийные соли и др.). Закон вводит в налоговый обиход так называемый коэффициент Крента, который может принимать два значения: 3,5 и 1. Коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%. По сути речь идет исключительно о новых месторождениях; во всех остальных случаях компаниям придется платить увеличенный НДПИ.

Во-первых, правительство видит основным приоритетом недопущение низконалогового вывода капитала из страны. Система корректируется, исходя из этого посыла; задачи по стимулированию снижения оттока капитала, созданию условий для его привлечения обратно в страну попросту нет в повестке дня.

Во-вторых, на российскую налоговую систему оказывают влияние (в перспективе оно будет только расти) международные факторы, которые невозможно игнорировать. Обсуждаемое на площадке ОЭСР реформирование налогообложения транснациональных цифровых компаний, скорое вступление в силу трансграничного углеродного регулирования (ТУР) — это те решения, с которыми Россия вынуждена будет считаться, соответствующим образом адаптируя налоговую систему под эти глобальные вызовы. Очевидно, что наша страна больше не планирует оставаться в стороне от налогообложения прибыли цифровых гигантов. Кроме того, уже в ближайшем будущем государству придется реагировать на снижение экспортных доходов бюджета вследствие введения ТУР Евросоюзом. Важно не просто не опоздать с корректировкой системы: в идеале она должна облегчить жизнь бизнесу, а не усложнить ее.

Конечно, факторов, влияющих на налоговую систему (внутренних и внешних), много. Но главным из них, на мой взгляд, остается потребность в доходах бюджетной системы, поэтому прошлогодние изменения неслучайно были связаны с повышением налогов. Эта тенденция будет только усиливаться, особенно с учетом того, что на непростую экономическую ситуацию накладывается очередной избирательный цикл.

В обмен на рост отчислений инвесторов пытаются привлечь в экономику точечными фискальными послаблениями, доступными очень узкому кругу плательщиков. Однако они чаще всего сводятся к обещаниям не увеличивать налоговое бремя в будущем («дедушкина оговорка»). Инвестиционный климат предлагается улучшать за счет выборочного применения преференциальных режимов, другие ключевые показатели, учитываемые, например, в рамках рейтинга Doing Business, менять не планируется. Поэтому прошлый год прошел под флагом доработки соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а в 2021 году фокус сделан на донастройку режима САР. Насколько эффективными окажутся эти инструменты — покажет время.

Какой хотел бы видеть налоговую систему бизнес?

В ходе панельных сессий и в частных беседах на форуме пожелания предпринимателей сводились к тому, что она должна быть стабильной и предсказуемой, в том числе с точки зрения правоприменения. Однако пока стабильность налоговой системы проявляется почти исключительно в отсутствии какой бы то ни было стабильности (что, впрочем, отсылает нас к более глубоким вопросам институционального характера).

Если государство не в состоянии гарантировать неизменность налоговых правил в долгосрочной перспективе, то следует настроить Минфин и ФНС на активную информационную миссию в налоговой сфере, потому что бизнес хочет максимально подробно и точно знать правила игры. В этой связи работу ФНС по повышению информированности плательщиков о позиции налоговых органов в 2020-2021 году, даже если эта позиция не нравится бизнесу, можно только приветствовать. Достаточно вспомнить хотя бы подробное объяснение подходов к квалификации необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1).

Необходимо и «осовременивание» налогового администрирования. Это касается, например, подхода, при котором введение новых обязанностей участников налоговых отношений сопровождается отменой прежних обязанностей. Очевидно, что назрела ревизия общих и специальных антиуклонительных норм, одна часть которых принята недавно, а другая, изрядно устаревшая, датируется началом нулевых годов и не соответствует современным экономическим реалиям. Сейчас они действуют параллельно, сужая границы дозволенного поведения плательщиков. Вероятно, следует вернуться к возможности принятия важных изменений в НК РФ с отсрочкой вступления законов в силу более чем на год, что предлагал несколько лет назад Антон Силуанов.

Также сюда можно отнести расширение практики заключения многосторонних (между налоговыми администрациями разных государств) соглашений о ценообразовании, что существенно облегчает международному бизнесу процесс зачета и обоснования внутригрупповых платежей.

Интересно, прислушается ли правительство к пожеланиям бизнеса и будут ли они услышаны новым составом Государственной думы?

«Мы не говорим клиенту нет»

Интервью с Евгенией Тюриковой, руководителем Sber Private Banking

«Мы исходим из того, что налогообложение должно быть справедливым»

Интервью с Алексеем Сазановым, заместителем министра финансов Российской Федерации

«Абсурдных историй по налогу на имущество становится все меньше»

Интервью со Светланой Бондарчук, заместителем руководителя ФНС РФ

Михаил Орлов

Руководитель департамента налогового и юридического консультирования
КПМГ в СНГ

Михаил является Председателем экспертного совета комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Общественным омбудсменом по налогам при Уполномоченном по защите прав предпринимателей при президенте РФ, занимается законопроектной деятельностью. До начала работы в КПМГ Михаил участвовал в проектах по реформированию системы российского экономического законодательства, занимал должность руководителя Департамента налоговой политики Министерства экономического развития и торговли РФ, был партнером в известном адвокатском бюро по вопросам разрешения налоговых споров и консультирования по вопросам налогообложения. В 2015 году получил благодарственную грамоту от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за заслуги в государственном строительстве, развитии бюджетного и налогового законодательства, а также его активную общественно-политическую деятельность. В 2018 году получил благодарственное письмо от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за активное участие в работе по обеспечению защиты прав и законных интересов предпринимателей. Юридический опыт работы Михаила составляет 23 года и включает в себя, среди прочего: оказание услуг по досудебному урегулированию споров с налоговыми органами, представление интересов клиентов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, а также консультирование по различным вопросам налогообложения.




Подписаться на рассылку
Зарегистрируйтесь, если хотите получать наши материалы
  • Эксперт: Михаил Орлов

поделиться:

2

Вам может быть интересно
Фискальные границы: почему введение цифрового налога неизбежно
Светлана Скрипник о налогообложении транснациональных цифровых корпораций
«Перспективы производства «зеленого» водорода зависят от объема рынка ВИЭ»
Алишер Каланов о том, как снизить влияние погодных условий на выработку ВИЭ и как Россия может занять нишу на рынке водорода в Европе
Энергия настоящего: что происходит с «зеленой» энергетикой прямо сейчас и почему это важно
Читайте в нашем обзоре